?

Log in

 
 
18 February 2011 @ 01:38 pm
Скажи, что ты думаешь. ЖЖивое мнение в Газете.Ru  
Здравствуйте,

Расскажи свою историю и ее опубликует интернет-издание "Газете.Ru".

Тема: Моя школьная программа по литературе была кошмаром...

Раздел Образование. Из рубрики «Личный опыт»: «Моя школьная программа по литературе была кошмаром. О, эти сны Веры Павловны... Знала ли несчастная, что социализм не просто ухудшит качество сливок - он приведет к тому, что сливки попросту исчезнут как чуждый социальный класс? Меня так и подмывало описать еще один сон, но... На выпускном и вступительном я получила «пятерки» по литературе, но это доказывает лишь то, что в школе я успешно усвоила навыки конформизма и научилась говорить то, что от меня ждут, а не то, что я думаю.» Полный текст статьи >>>.

Что бы вы сделали со школьным курсом литературы?

Самые интересные истории (в формате от 3000 символов) будут опубликованы в издании «Газета.Ru» в рубрике «Личный опыт».
Обратите внимание: публикуя комментарий к этому посту, вы даете согласие на возможность публикации вашего комментария (поста) в «Газете.Ru».
 
 
 
Иван Зубоффinjury_time on February 18th, 2011 11:30 am (UTC)
Наивное желание - облегчить внуку жизнь в школе, как будто он от этого станет больше читать... Ну, такое вот проявление родственных чувств: бедненьким детишкам тааак тяжело учиться! А им многие предметы "не нужны", так давайте поможем?..

Считаю, что новые стандарты - это верх глупости и невежества.
(Deleted comment)
Никита Морозовfonbaronleon on February 19th, 2011 10:02 pm (UTC)
Новые стандарты - бич нашего образования.
Я, закончив школу, не знал куда идти - на физико-математику или в гуманитарный институт.
И на 100% уверен, что большинство детей в 9 классе, в возрасте 14 лет совсем не знают куда хотят пойти и какой приоритет образования выбрать.
Короче говоря, маленьким деткам и так несладко, а тут еще такие жуткие выборы обучения стоят.

П.С. мне 23, я закончил два универа и до сих пор не знаю - правильно ли я выбрал направление деятельности. Что уж говорить о девятиклашках?
stella_vegastella_vega on February 21st, 2011 08:56 am (UTC)
Убрала бы рассказ Тургенева "Муму". Не с него надо начинать знакомство с русской классикой. Он напрочь отбивает всякое желание ее читать. Горького - в топку, бездарный психопат и больше ничего. Достоевского перевела бы в разряд рекомендуемого чтения. Он слишком сложен для подростков, до него надо дорасти. Расширила бы список писателей и поэтов Серебряного века.
vozmushchalkavozmushchalka on February 21st, 2011 01:27 pm (UTC)
абсолютно собгласна, хотя я "упростила" бы еще больше. На уроках литературы ученикам можно преподавать биографии писателей, знакомить с ними, как с личностями (где, как, с кем, при каких обстоятельствах и т.д). Тут тебе еще и история, география, и психология, и политология. Обзятельно включить больше иностранной литературы. Убрать оголтелую часть советской литературы. Наша программа школьной литератукры напрочь отбивает охоту у взрослого человека читать что либо еще, кроме бульварных романов. Все все "читали" в школе, а кто что понял и кто что вынес из прочитанного? как можно в 14 лет понять "Войну и мир", а 15 "Мастера и Маргариту"? еще и писать сочинения, заранее зная, что от тебя хотят услышать
Гульнараgulnaire on February 24th, 2011 03:40 pm (UTC)
я с вами полностью согласна, перечислили почти все, что я сама хотела бы сказать. я каждый год так ждала последних страниц с иностранной литературой, а мы даже не проходили ее никогда, зато столько читали советские рассказы... я с уважением отношусь к советскому периоду, но уж больно много.
я бы еще добавила, что надо больше внимания уделять разумным рецензиям, а не сочинениям, которые все равно единицы сами пишут. облечь свои разрозненные мысли в красивую, логичную оболочку - важнее, я думаю.
Елена Владимировнаlen63 on February 27th, 2011 06:00 pm (UTC)
Большинству одиннадцатиклассников по 18 лет. "МиМ" им вполне по силам. Пусть не весь, но пару слоёв снимут и иметь в виду как книгу для перечитывания будут. Так и со всем остальным, впрочем.
Девушка в зелёном шарфеverdandi_krd on February 28th, 2011 08:23 am (UTC)
>> как можно в 14 лет понять "Войну и мир", а 15 "Мастера и Маргариту"
Как ни странно, можно. Например, в моем 10 классе несколько лет назад Булгакова многие не только понимали, но и, как ни странно, любили это произведение.
А у меня самой "Война и мир" осталась одной из любимейших книг школы.
Кошка Муся из страны Кибертонияkybertoniya on February 21st, 2011 03:12 pm (UTC)
Сама я, конечно, кошка, но читать умею и литературу обожаю. И не только читать умею, но и сама писать люблю. Правда, в школу не ходила. Но Ольга мне рассказывала, что у нее самым любимым предметом была именно литература. Увидела вот сегодня вопрос в «Вопросах дня» и спросила у Ольги:
- А почему ты так любила литературу? И какую литературу – русскую, украинскую или какую-то иностранную?
- Как это можно любить «какую-то» литературу? – возмутилась Ольга. – Литературу или любишь, или нет. Если ее любишь, то не разделяешь ни по языкам, ни по странам. Просто любить, потому что тебе она необходима, как воздух, как вода, поскольку слово и есть жизнь. Я и стихотворение когда-то написала, на украинском, правда, но, думаю, понятное всем…
До того, як створити білий світ,
Наш Бог створив велику, дивну мову –
Ласкаву, ніжну, щиру, світанкову,
Де водограй і грім, і шепіт віт.
До того, як створився білий світ,
Летіло слово у пусту безодню,
Творило щось із кисню та із водню,
Щоб потім виник яблуневий цвіт.
До того, як створився білий світ,
Летіло слово у світи далекі…
Із цього слова виникли лелеки –
Новим життям злітали у зеніт.
Пока Ольга читала, мне не терпелось спросить дальше. Наконец я, переминаясь от нетерпения с лапки на лапку, спросила:
- А вот как так: любишь всю литературу, а стихи на украинском пишешь?
- Мусенька, солнышко мое лохматое, не важно, на каком языке пишешь, важно то, как это читателями воспринимается! Вот переведи Гоголя на украинский – и потерян колорит и самобытность гоголевская! Или, например, я не встречала достойного перевода Тараса Шевченко на русский… Потому и сама читаю на добром десятке языков, чтобы в оригинале прочувствовать слово великих.
- Оль, а вот что бы ты сделала со школьным курсом литературы?
- Я бы?.. – Ольга на мгновение задумалась. – Я бы значительно расширила и углубила курс литературы. Расширила бы за счет представления писателей и своей страны, и других стран, а углубила бы для того, чтобы подобрать литературу, которая заставляет думать, учит думать. Сейчас вот большинство книг, продаваемых массово на многочисленных лотках и малочисленных книжных магазинах, являются «одноразовым» чтивом. Эти опусы, зачастую, и литературой сложно назвать. Охи, вздохи, ахи, сюжет как под копирку, с парой криминальных разборок или постельных сцен. Конец книги можно предугадать по названию. Такую литературу мы должны в итоге отвергнуть, поскольку она – не уму, не сердцу. Это то чтиво, что формирует из читателей массу, которой можно повелевать на площадях, толкать на античеловеческие поступки – массу немыслящих дегенератов.
В отличие от этой макулатуры, к счастью, все еще есть классика, есть разножанровые произведения современных писателей, есть поэзия, о которой порой забывают…
Книги, которые заставляют сопереживать, думать и моделировать свое поведение – именно они должны стать первоисточниками на уроках литературы в школах. При этом не стоит отметать фентези или детективы, поскольку следует научить детей воспринимать печатное слово в любых формах его проявления.
… Ольга окончила свое рассуждение о книгах, а я внимательно слушала ее и набивала на клавиатуре нетбука ее слова. Нетбук стоял на томиках Дэна Симонса и Голсуорси, сама же я сидела на одно из книг о Гарри Поттере.
Хорошо жить среди книг!
diosa_amor: 4diosa_amor on February 21st, 2011 04:52 pm (UTC)
Предлагаю упразднить литературу, как предмет! Впрочем не только литературу - физику, химию, алгебру, геометрию, историю, географию и иже с ними! Сейчас идут разговоры об упрощении школьной программы... Зачем упрощать?! Упразднить вышеперечисленные предметы, а лучше ликвидировать школы, как таковые!
mowelmowel on February 21st, 2011 05:14 pm (UTC)
А мне литература в школе нравиласть, правда не у всех преподавателей, если из курса советской школьной программы выкинуть политику то курс отличный. Ну и немного скоректировать подборку произведений по некоторым авторам.
Landgraphlandgraph on February 23rd, 2011 08:41 pm (UTC)
Как и с многими другими предметами, при изучении литературы совсем не понятно: зачем нужен этот предмет? Всё, что прочитывается, прочитывается не потому, что интересно или нужно, а потому, что надо. При чем, учителя в один голос утверждают "потом поймёте, потом пригодится", подозреваю, что сами не совсем понимая, когда наступит это самое "потом".

Честно говоря, только спустя долгое время до меня начал доходить смысл (с моей точки зрения) уроков литературы, как средства развития головного мозга в направлении интерпретации словестных описаний мест, событий, действий, и т.п., в законченую картину мира, а так же развитие способности мозга расширять и дополнять полученную информацию (сочинения, изложения). И, в дальнейшем, это свойство мозга помогает полнее осознавать информацию, представленную в текстовом виде, которой на сегодняшний день крайне много. А тем более - заниматься словотворчеством как таковым. Пока учился - всё представлялось неприятным чтением "потому что надо", не больше.

Только назовите мне учителей, которые способны объективно и аргументировано отстоять место своего предмета как такового в жизни человека? Основная причина - потому что это есть в стандарте, не более. При этом, я бы не сказал, что это проблема только младшей/средней школы, высшая школа по своей мотивации к изучению дисциплин не далеко ушла.
Равильravezh on February 24th, 2011 12:56 pm (UTC)
Новогодние распродажи.
Снег. Его опять никто не ждал этой зимой. Мне не известно на кого надеялись те, кто должен следить за уборкой дорог, но их надежды не оправдались и снег этой зимой выпал, и не менее чем в прошлом году.
Ходил по магазинам в поиске оптимальных цен на детские товары. Меня хватило лишь на два, потому что передвигаться по пешим дорожкам сил уже не осталось. А пешие дорожки или тратуары, видимо, вообще очистке не подлежат. А владельцы и менеджмент в это время мечтают о фантастических прибылях в новогоднюю распродажу.
А вот покупатели видимо не знают, что должны ползти по этим сугробам наваленым вокруг гипермаркетов и торговых центров и создавать им прибыль своими "кровно заработанными".
В общем я купил лишь действительно самое необходимое и желание потратиться еще и сходить в другие магазины у меня пропало.
Надеюсь остальные разумные покупатели поступят также, чем "обрадуют" собственников торговых точек и сетей.
alexbor69alexbor69 on February 24th, 2011 06:53 pm (UTC)
Я - филолог по образованию, однако считаю, что литературу как предмет надо вообще убрать из школьной программы, потому что она не имеет никакого отношения к реальной действительности. Эти знания в обычной жизни не пригодятся. Лучше осваивать компьютерные технологии - человек, который с компьютером на "ты", имеет больше шансов найти хорошую работу.
А зачем, к примеру, современному молодому человеку заморачиваться проблемами Евгения Онегина, которые были актуальны почти 200 лет назад? А сейчас они смешны.
Или плакать о судьбе вишневого сада. Ну, срубили и срубили - а оно нам сейчас надо?
Или следить, как от безделья с жиру бесятся дворянчики в романах Тургенева или Толстого.
Ну не поможет это в реальной жизни! Не актуально.
Поэтому литературу в школе надо отменить.
veseloffveseloff on February 25th, 2011 04:56 pm (UTC)
прекратите кидать на спам
sebastian_mikh on February 25th, 2011 08:23 pm (UTC)
взгляд современных школьников
Собственно, я сама сейчас заканчиваю школу. Как мне кажется, школьная литература несколько отстала от жизни. Я понимаю, что Гоголь был великим и так далее, лично мне нравится читать Достоевского или Гончарова. Но многие школьники в 10-11(что уж говорить о младших) попросту не доросли до понимания этих писателей. И потом, школьный курс в выпускных классах практически не затрагивает зарубежную литературу, и это откровенно печалит: многие не знают Бальзака и Сартра, что уж говорить о, допустим, Воннегуте. Даже в гуманитарных(!!!) классах.
Хотя стране ведь нужнее физики и винтики?
malkov_vladimirmalkov_vladimir on February 26th, 2011 12:53 am (UTC)
У Тургенева, Пушкина, Толстого сначала был бы ступор от того, что их творчество оценивают ученики 4-го, 8-го, 9-го классов. После выхода из ступора - обида, депрессия. Достоевского я начал читать по своей воле в 22 года, причем - запоем. А в школе - только "обложку".
lelenchiklelenchik on February 26th, 2011 03:26 pm (UTC)
То, что происходит со школьным курсом литературы сейчас, это, конечно, нонсенс! Не хочу быть той, которая говорит - "все ужасно, караул!!!" Но мы и вправду знали больше и лучше (не в обиду никому)Я сужу по племяннику - он в 9-м классе. Сочинение - это каторга. А прочитать лишнюю страницу какого-либо произведения - вообще немыслимо! Не хочу говорить о влиянии масмедиа, интернета и "мы были другими....", но нет заинтересованности в изучении литературы - это факт. Чья вина? Не знаю.
La_Piccolezzala_piccolezza on February 27th, 2011 08:22 pm (UTC)
УГЛУБИТЬ И РАСШИРИТЬ! Да так, чтоб на филфак незачем было идти после.
Е.С.litota2312 on February 28th, 2011 08:36 am (UTC)
Многие мои школьники говорят, что классические русские и советские произведения про современность,реалии лишь иные.
Произведения , которые содержатся в школьном курсе литературы,при хорошем преподавании доступны для понимания школьникам, не всем, а тем, кто привык думать.Вопрос вызывает только обязательность изучения произведений г-на Солженицына.
Утверждение " русская литература не является актуальной", на мой взгляд, опасно: чтение хорошей , проверенной временем литературы испортить человека не может, наоборот, заставит задуматься над тем, что происходит вокруг.
Повторюсь: важно качество преподавания и качество желания учиться.Если они совпадают, то изучение литературы принесёт не только пользу, но и истинное эстетическое наслаждение.